Седьмого сентября прекратила свое действие 13% надбавка к ввозной пошлине на автомобили. Автоимпортеры говорят: в бюджет сбор так ничего и не добавил - ведь за полгода действия дополнительной пошлины легковушки в страну почти не завозили.
Что Вы об этом думаете ?
Сказать
Впрочем и облегченно вздыхать предпринимателям рано. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который вводит уже 15% сбор, который, в случае одобрения документа, будут платить не только автодилеры, но и обычные граждане, желающие продать свою иномарку.
Временный автомобильный сбор депутаты предлагают ввести с 1 января 2010 года. Его будут взимать с реализаторов легковых машин, мотоциклов и кузовов к автомобилям. В размещенном на сайте Верховной Рады законопроекте (№ 5080) ставка сбора – 10%. Но, по утверждению участников рынка, до первого чтения в сессионном зале ее увеличат до 15%. «Эти средства, которые платят и автосборщики при ввозе машинокомплектов, кузовов на автомобили, и те средства, которые получены от ввоза автомобилей, они нагнетаются в специальный фонд и затем из этого фонда компенсируются автосборщикам, для того чтобы они могли создать новые рабочие места, социальную сферу, повысить зарплаты своим работникам, а также уменьшить, якобы, цену автомобилей», – рассказал председатель Ассоциации атодилеров Олег Назаренко. По замыслу авторов законопроекта, нововведение должно увеличить объемы продаж производимых в Украине автомобилей. А также – поддержать на время кризиса занятость в автомобилестроении. При этом в документе делается попытка ввести украинский вариант предоставления государственных дотаций на приобретение новых автомобилей. Определен и размер помощи – до 10% стоимости автомобиля или эквивалент двух тысяч евро. «В Германии был очень позитивный опыт этого. Там вообще те деньги, которые получались, расходовались большинством населения, которое не является очень богатым, и они покупали в основном машину дешевую. Это была «Дача Логан», то есть не немецкого производства», – отмечает генеральный директор компании-автоимпортера Александр Тимофеев. В Украине депутаты предлагают давать деньги исключительно на отечественные автомобили. К тому же, в отличие от прямых дотаций, внедренных в ряде стран Евросоюза, украинский покупатель нового автомобиля на руки деньги не получит. Средства от взимания сбора должны быть направлены на дотации продавцам, а не покупателям автомобилей. При этом их будут давать только в случаях, когда легковушку приобрело физическое лицо для собственного использования, или бюджетная организация, кроме Верховной Рады, Кабмина и Секретариата президента. Однако участники рынка выступают против такого подхода. «Человек, который меняет старый автомобиль на новый, имеет право лично пойти в сберкассу и получить пусть там не 4,5 тысячи евро, как в Германии, у нас страна беднее, пусть получит тысячу, две тысячи евро, но это должно быть абсолютно прозрачно», – считает Олег Назаренко. Отметим, механизмы реализации таких новаций – не ясны. Ведь законопроект не определяет, каким образом и при каких условиях будут распределяться субсидии между отдельными регионами Украины. Не известно и как контролировать использование приобретенного физическим лицом автомобиля сугубо для личных целей, а не, например, для предпринимательской деятельности. Поэтому, действительно ли благодаря нововведению украинский автомобиль подешевеет – под большим вопросом. А вот в том, что импортерам придется поднять цены – сомнений нет. Автодилеры подсчитали: и без нового сбора, пока иномарка попадает в салон, ее стоимость возрастает на 60%. Так, закупочная цена автомобиля С-класса с учетом нынешнего курса доллара составляет в среднем 108 тысяч гривен. Уплата пошлины и акциза увеличивают стоимость на 27 тысяч гривен. Столько же добавляет и НДС. Если же введут временный сбор, желающим приобрести подобный автомобиль нужно будет искать еще более 16 тысяч гривен. Автодилеры обеспокоены: тем, кому удалось избежать закрытия салонов во время действия тринадцатипроцентной надбавки к пошлине, придется сделать это после введения нового сбора. «Тринадцать процентов нам не дали ничего для бюджета и ничего не дали потребителю, это самое досадное. Потребитель отложил свой спрос, а мы фактически стали уничтожать наши предприятия и по-понемногу, по чуть-чуть идти к банкротству. Если будет принят новый закон, мы далеко не все переживем», – считает Александр Тимофеев. Вырастут цены и на вторичном рынке автомобилей, убеждены эксперты. Ведь платить 15% от стоимости придется также продавцам подержанных авто. «Кто при вторичной перепродаже перепродает отечественное авто автосборочное и покупает автосборочное, тот не будет платить, а тот, кто перепродает иностранное или покупает иностранное, должен оплачивать временный автомобильный сбор», – объясняет генеральный директор компании по продаже автомобилей Елена Дунина. Интересно, согласно проекту закона, от уплаты сбора освобождаются физические лица, которые обменивают старые модели произведенных в Украине легковушек на новые отечественные авто. Такой обмен предполагается осуществлять у производителей согласно правилам, установленным отдельным законом. Однако, в украинском правовом поле такого «отдельного» закона просто не существует. Скептически к новациям относятся и в правительстве. Говорят: достаточно нам экспериментов и с 13% надбавкой. По оценкам таможни потери госбюджета от введения предыдущего сбора достигают полутора миллиарда долларов. Да и во Всемирной торговой организации на этот раз повышение ставок нам могут не простить. «Мы выступаем против продолжения данных норм и выполняем все обязательства, которые взало наше государство при вступлении во Всемирную торговую организацию. Конечно, никто не может повлиять на отдельные депутатские решения», – говорит министр экономики Богдан Данилишин. Автоимпортеры предупреждают: за три года, в течение которых, в случае одобрения парламентом документа, будет действовать новый сбор, ведущие мировые производители могут уйти с украинского рынка.
Новости, по теме:
Предыдущая и следующая новость:
|