Объект
Партнер
Пользователь
Новость
Отдел продаж
10:00-19:00, пн-пт
- сейчас нерабочее время -
093 255 000 9
+380932550009
+380932550009
Контактный e-mail
Реквизиты Оплата
Тарифы - рассылка
Тарифы - баннеры
Подробнее Подробнее Подробнее
Главная / Недвижимость - Новости  / Самые интересные

Земельное ГНАУтворчество

14.08.09  
ГНАУ "кодифицировала" собственные разъяснения о плате за землю, оставив некоторые спорные вопросы нерешенными
Что Вы об этом думаете ? Сказать
Пользоваться землей бесплатно вообще-то нельзя, но иногда можно
 
О том, что разъяснений ГНАУ сегодня не счесть, и о вреде чтения обзорных писем налоговиков ЛІГА:ЗАКОН на днях уже упоминала. Но не все так плохо - иногда "сборники мнений" бывают не только безвредными, но даже полезными: экономят время и усилия (спасибо налоговой). Сегодня же речь пойдет о важных налоговых нюансах платы за землю, изложенных в очередном обзорном письме, не оставившем нас, однако, без повода подискутировать о некоторых его положениях.
 
По ставке
 
ГНАУ решила в очередной раз напомнить размеры ставок земельного налога и коэффициент их индексации.
 
Для начала не новое, но приятное напоминание собственникам, арендаторам и прочим пользователям неоцененных земель: размер платы за землю остался на уровне прошлого и позапрошлого года (ставка земельного налога по Закону "О плате за землю" (далее - Закон № 2535), увеличенная в 3,1 раза).
 
Для исчисления размера земельного налога и арендной платы за земельные участки, денежная оценка которых проведена, в 2009 году следует денежную оценку земель за 2008 год индексировать на коэффициент 1,152 (исходя из среднегодового индекса инфляции за 2008 год - 125,2 %).
 
Кстати, для уплаты в 2009 году некоторых налогов и платежей за землю, оцененную по состоянию на 1 апреля 1996 года (земли в населенных пунктах) или на 1 июля 1995 года (сельхозземли), следует применять коэффициент 3,022.
 
Информация, безусловно, весьма своевременна… для исправления ошибок в декларации, например. Но ради справедливости стоит отметить, что аналогичные сообщения поступали еще в январе. А это так, контрольный выстрел, результат той самой "кодификации".
 
Как начислять, подавать и исправлять (отчасти "на вырост")
 
Как известно из ст. 14 Закона "О плате за землю", рассчитывают сумму налога или арендной платы налогоплательщики (кроме граждан) самостоятельно и ежегодно. Годовая декларация с разбивкой суммы годового налога (по состоянию на 1 января) по месяцам подается до 1 февраля. Это обязательно.
 
По собственному желанию налогоплательщик может подавать ежемесячные декларации (до 20 числа следующего месяца), однако они не могут служить альтернативой годовой.
 
Подавать декларацию раз в год обязательно , ежемесячно - по желанию
Если на протяжении года налогоплательщик получил (в аренду или в собственность) новый земучасток, ему следует на протяжении месяца подать налоговый расчет суммы налога (арендной платы), а также новую (уточняющую) налоговую декларацию. При этом плата за новый участок начисляется уже с первого дня пользования/владения им.
 
Платить налог (арендную плату) следует ежемесячно "протягом 30 календарних днів, наступних за останнім календарним днем звітного (податкового) місяця".
Если по каким-то причинам в декларации закралась ошибка, ее, как установил Зак?н "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", можно исправить в течение 1095 дней после истечения срока подачи декларации. К слову, налоговая и сама имеет только 3 года на выявление ошибки. После этого срока никто никому ничего не должен.
 
Правда, лучше уж самостоятельно выявить ошибки и уточнить свои налоговые обязательства, поскольку в таком случае можно отделаться лишь небольшим штрафом. Если недочет обнаружит налоговая, последствия могут быть куда ощутимее.
 
И еще. При приобретении земучастка по гражданско-правовому договору указывать в договоре слишком высокую цену земли не выгодно, поскольку земельный налог будет исчисляться именно исходя из договорной стоимости участка. Но только в случае, если стоимость земучастка будет дороже его денежной оценки. В общем налог будет взиматься с большей суммы (оценки или цены), так что государство в накладе не останется (а заодно воспрепятствует продаже земли по заниженной/завышенной цене).
 
Кто, сколько и за что платит ("гражданские" положения)
 
Согласно ст. 40 Земельного кодекса, граждане имеют право на бесплатное получение земли. Например, для строительства гаража любой гражданин может получить 1 сотку в пределах населенного пункта его основного места жительства, для приусадебного участка - 10, 15 или 25 соток, а для садоводства - 12.
 
Если же кому необходимо больше, дополнительные квадратные метры можно приобрести на основе гражданско-правового договора (аренды, купли-продажи и проч.).
 
При этом, как отмечает ГНАУ, за бесплатно переданные участки собственники будут уплачивать налог, за приобретенные на основе договоров - либо налог, либо арендную плату.
 
Граждане-льготники бесплатно пользуются только землей в пределах норм бесплатного выделения, остальной - как все
Вместе с тем есть категория граждан, освобожденных от уплаты земельного налога в пределах этих бесплатных норм. Перечень содержится в ст. 12 Закона "О плате за землю". Такие льготники освобождаются только от уплаты налога за бесплатные метры, за остальную землю - по общему правилу.
 
Кстати, право на бесплатную землю имеют также жилищные и гаражные кооперативы ("у розмірі, який встановлюється відповідно до затвердженої містобудівної документації"), тем не менее, поскольку их нет в перечне льготников, налог они платят - 3 % от суммы земельного налога.
 
Не забыла ГНАУ и о садоводческих обществах. ЗК позволяет бесплатно передавать гражданам землю для индивидуального или коллективного садоводства. Будучи членами такого общества граждане не обязаны получать согласие его членов для приватизации "своего" земельного участка.
 
Налог за приватизированные участки платят их собственники (за исключением льготников). А вот если участки находятся в собственности или пользовании садоводческого общества, и их пока не приватизировали, то бремя уплаты налогов ложится на общество, а косвенно - на его членов (за исключением земель в пользовании льготников).
 
Так что инвалиды, ветераны, пенсионеры и другие лица имеют право приватизировать и пользоваться своими 12 "дачными" сотками совершенно бесплатно.
 
Еще хотелось бы обратить внимание на нюансы уплаты налога за землю при приобретении помещения. ГНАУ напоминает, что право собственности на сооружение (а следовательно, и право собственности (пользования) на землю под ним) возникает после оформления всех необходимых документов и госрегистрации прав, т. е. с момента возникновения права собственности на землю. До этого момента "попередній власник землі або землекористувач чи орендар сплачує земельний податок або орендну плату за землю, якщо інше не обумовлено у договорі купівлі-продажу будівлі", поскольку новый собственник формально еще не вступил в свои права.
 
Напоследок - о льготниках
 
В этой части письма много недосказанности и немного несоответствий. Напомнив о том, что бюджетные организации освобождаются от уплаты налога на землю, ГНАУ обратила внимание на последний абзац ст. 12 Закона "О плате за землю" (далее - Исключение), где указано, что из этого правила есть исключения: если льготники "здають у тимчасове користування (оренду) земельні ділянки, окремі будівлі або їх частини, податок за земельні ділянки, зайняті цими госпрозрахунковими підприємствами або будівлями (їх частинами), переданими в тимчасове користування, сплачується у встановлених розмірах на загальних підставах".
 
Далее из этого ГНАУ делает заключение: "Законом № 2535 не передбачено виключень щодо звільнення від сплати земельного податку бюджетних установ, які здають у тимчасове користування (оренду) земельні ділянки, окремі будівлі або їх частини іншим суб’єктам господарювання, в тому числі бюджетним установам.
 
Таким чином, платниками земельного податку до бюджету у встановлених розмірах на загальних підставах є власники земельних ділянок та землекористувачі, яким земельні ділянки передані у власність або надані в користування".
 
Из этого можно предположить следующее: во-первых, налог на землю должен быть уплачен, даже если она, а также сооружения на ней переданы в пользование (аренду) таким же льготникам; во-вторых, платить налог обязаны собственники и пользователи земучастков. Посему возникает вопрос, кто же именно в случае передачи земли (сооружений) в пользование (аренду) должен платить налог и в каком случае?
 
Ну, относительно аренды сооружений, все просто: арендатором уплачивается арендная плата (поскольку льготы касаются только налога), а арендодатель уже платит налог (что соответствует исключению). Все справедливо, ведь арендодатель получает прибыль от этой земли. А вот с арендой земли сложнее, но об этом ниже.
 
Еще один нюанс. Исходя из содержания статьи нет твердой уверенности в том, что авторы отождествляли понятия "временное пользование" и "аренда". Если нет, то кто в случае передачи земли (как отдельного объекта) и сооружений в пользование (не аренду) платит налог (собственник или пользователь)?
 
Платят ли земельный налог предприятия-льготники, передавая в аренду землю, не обремененную недвижимостью?
В нескольких аналогичных, но более ранних письмах содержалось положение: "власники землі та землекористувачі, які відповідно до Закону № 2535 звільняються від сплати земельного податку та надають у тимчасове користування (оренду) земельні ділянки, окремі будівлі або їх частини, податок за земельні ділянки, зайняті цими будівлями (їх частинами), переданими в тимчасове користування, сплачують у встановлених розмірах на загальних підставах" (по непонятным причинам этот фрагмент не попал в обзорное письмо, либо "оригинал" был иным).
 
Т. е. в данном случае речь идет о том, что льготники, передавшие в пользование (аренду) помещения на земучастке и получающие за это плату, уплачивают земельный налог за участки, занятые переданными в пользование сооружениями, что полностью соответствует норме закона. Так что с земельным налогом при передаче в пользование (аренду) недвижимости, вроде, вопросов нет.
 
Но по содержанию Исключения можно предположить, что во временное пользование могут передаваться не только помещения, но и участки без недвижимости. Что же происходит с налогом в таком случае, ведь оба субъекта (и собственник, и пользователь) - льготники? А дело в том, что земельные участки как самостоятельные объекты сложно передать во временное пользование в принципе, поскольку, исходя из положений Земельного кодекса, земля может передаваться только в аренду, постоянное пользование, а также такие специальные виды землепользования, как суперфиций, эмфитевзис, сервитут (такой вид землепользования, как "временное пользование" не отражен в кодексе, тем не менее применим на практике).
 
Вместе с тем системный анализ норм гражданского и земельного законодательства не позволяет безапелляционно заявлять о том, что теоретически землю самостоятельно нельзя передавать во временное пользование. Эксперты (и сама налоговая, судя по содержанию многих разъяснений) считают, что временное пользование землей как самостоятельным объектом является ни чем иным, как арендой. Да и суд скорее всего к договору о временном пользовании землей (платном, ведь бесплатно нельзя) будет применять нормы об аренде.
 
Так что можно предположить, что, говоря о временном пользовании земучастками (если не аренда), законодатель имел в виду их автоматический переход в пользование арендаторам помещений, размещенных на таких участках (ст. 796 ГК). Этим объясняется упоминание в Исключении только налога за землю под недвижимостью.
 
Если вопрос землепользования открыт, то право передавать землю в аренду сомнения не вызывает. Предположим, законодатель все-таки имел в виду именно аренду земли. Но в таком случае ввиду упоминания только налога за землю под недвижимостью не совсем понятно, нужно ли платить налог за землю, переданную в аренду без недвижимости? Раз речь о нем не идет, выходит, не нужно?
 
Однако, принимая во внимание вероятные цели существования льгот (в виде освобождения от уплаты налога на землю) и Исключения, можно предположить, что льготы призваны помогать "неконкурентоспособным" субъектам осуществлять определенную деятельность, нуждающуюся в господдержке. Вместе с тем, если такое лицо получает доходы от других видов деятельности (например, передачи в аренду земли, недвижимости), оно обязано уплатить государству налог за использование земли для получения дохода. Поскольку в Законе не говорится об этом прямо (возможно, недостатки юридической техники), вышесказанное является лишь домыслом автора, что, впрочем, совпадает с позицией Госкомпредпринимательства, а также мнением юриста ЮФ "Юрвнешсервис" Ирины Козаченко (см. "Экспертное мнение").
 
Итак, однозначно из письма можно заключить только следующее: если льготник передал помещения в аренду или временное пользование, он обязан уплачивать налог на землю под помещениями на общих основаниях, даже если арендатор (пользователь) - тоже льготник.
 
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Ирина Козаченко: "Строкове користування земельною ділянкою є правом оренди"
Юрист ЮФ "Юрвнешсервис" Ирина Козаченко разъяснила ЛІГА:ЗАКОН некоторые ключевые нюансы аренды земли и уплаты земельного налога, в том числе льготниками: "Відповідно до положень глави 15 Земельного кодексу України право користування земельною ділянкою може бути постійним і тимчасовим.
 
Строкове володіння і користування земельною ділянкою регулюється положеннями статті 93 Земельного кодексу України. Засноване на договорі строкове платне володіння і користування земельною ділянкою, необхідною орендареві для провадження підприємницької та іншої діяльності, є правом оренди земельної ділянки.
 
Земельні ділянки можуть передаватися в оренду громадянам та юридичним особам України, іноземним громадянам і особам без громадянства, іноземним юридичним особам, міжнародним об’єднанням і організаціям, а також іноземним державам. Орендодавцями земельних ділянок є їх власники або уповноважені ними особи.
 
Згідно зі статтею 2 Закону України "Про плату за землю" використання землі в Україні є платним. Об’єктом плати за землю є земельна ділянка, а також земельна частка (пай), яка перебуває у власності або користуванні, у тому числі на умовах оренди, а платниками - власники земельних ділянок, земельних часток (паїв) та землекористувачі, в тому числі орендарі (стаття 5 Закону), тобто безпосередньо ті суб’єкти господарювання, яким земельні ділянки передані у власність або надані в користування, в тому числі на умовах оренди.
 
Відповідно до ст. 13 Закону України "Про плату за землю" підставою для нарахування земельного податку є дані державного земельного кадастру, а орендної плати за земельну ділянку, яка перебуває у державній або комунальній власності, є договір оренди такої земельної ділянки.
 
Відносини, пов’язані з орендою землі, регулюються Земельним та Цивільним кодексами, Законом України "Про оренду землі" та іншими нормативно-правовими актами, прийнятими відповідно до них, а також договором оренди землі.
 
Пунктом 3 частини першої статті 12 Закону встановлено, що від земельного податку звільняються (за земельні ділянки, що передані їм у власність або надані в користування), зокрема, заклади, установи та організації, які повністю утримуються за рахунок бюджету.
 
Разом з тим, згідно зі статтею 12 Закону України "Про плату за землю", установи, які користуються пільгами щодо земельного податку, але мають у підпорядкуванні госпрозрахункові підприємства або здають у тимчасове користування (оренду) земельні ділянки, окремі будівлі або їх частини, податок за земельні ділянки, зайняті цими госпрозрахунковими підприємствами або будівлями (їх частинами), переданими в тимчасове користування, сплачується у встановлених розмірах на загальних підставах.
 
Законом не передбачено виключень щодо звільнення від сплати земельного податку бюджетних установ, які здають у тимчасове користування (оренду) земельні ділянки, окремі будівлі або їх частини іншим суб’єктам господарювання, в тому числі бюджетним установам.
 
Зважаючи на вказане, у випадку передання в оренду підприємствами, установами, організаціями, які мають пільги по сплаті земельного податку іншим суб’єктам господарювання, орендодавці сплачують в місцевий бюджет земельний податок в установлених розмірах на загальних підставах, пропорційно частині площі таких будівель або їх частин або пропорційно переданій в оренду земельній ділянці.
 
Орендар у відповідності до умов договору сплачує орендодавцю орендну плату за землю, форма і строк якої встановлюються сторонами в договорі оренди".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытки налоговой не только пролить свет на ключевые вопросы осуществления платы за землю, но и как-то систематизировать свои собственные разъяснения не могут не радовать, поскольку облегчают налогоплательщикам жизнь. С другой стороны, туманное изложение своей позиции о льготниках наталкивает на мысль, что четкости в этом вопросе нет и у самих налоговиков, а текст Закона дает основания для неоднозначного толкования. Что ж, остается ждать новых писем.

 

www.realt5000.com.ua
Новости, по теме:

 

comments powered by Disqus


  1. Строительные материалы, которые чаще всего используют в строительстве
  2. Качественная клинкерная плитка высоко востребована строительной отраслью
  3. Оригинальный и функциональный дизайн интерьера любых помещений
  4. Как подобрать качественный хайлайтер для лица?
  5. Где лучше купить недвижимость в Грузии для отдыха или вложений?
  6. Новые, гарантированно оригинальные iPhone 12 по адекватной стоимости
  7. Как сделать дизайн комнаты однушки?
  8. Эффективный релакс в интернет казино Нетгейм
  9. Казино Zoloto Loto известно своей комфортностью игры и значимыми преференциями
  10. Казино GGbet принимает ставки на киберспорт и предоставляет щедрые игровые автоматы
  11. Строительные материалы, которые чаще всего используют в строительстве
  12. 777 Original - закрытые мероприятия для самых активных и как активировать приветственный пакет
  13. Широкий ассортимент сертифицированных слотов, гарантии комфортной игры
  14. Выбираем из чего сделать забор для дачи или частного дома
  15. Качественная клинкерная плитка высоко востребована строительной отраслью
  16. Уверенно держит марку онлайн казино Кинг
  17. 777 Original - основные принципы регистрации и особенности бездепа
  18. Оригинальный и функциональный дизайн интерьера любых помещений
  19. Как подобрать качественный хайлайтер для лица?
  20. Юридические услуги: как выбрать компанию?
  21. Надежные сейфы для охотничьего оружия по адекватной цене
  22. Что лучше пеноблок или газоблок?
  23. Где лучше купить недвижимость в Грузии для отдыха или вложений?
  24. Новые, гарантированно оригинальные iPhone 12 по адекватной стоимости
  25. Легальные ставки на спорт: как выбрать БК и не попасться мошенникам
  26. В Украине растет спрос на самосвалы 4 т с универсальной разгрузкой



Разместите объекты — Бесплатно!

Панель управление своими объектами с фото. Неограниченный период размещения!

1
Рассылка по недвижимости

Прорекламируйте свои объекты, заявки и бизнес! Более 16000 подписчиков. Самые низкие в Украине тарифы!

Разместите объекты — Бесплатно!

Панель управление своими объектами с фото. Неограниченный период размещения!

1



©2004-2012 «Недвижимость 5000» — Рекламно-Информационный Портал
О компании | Карта сайта