Через полгода мы узнаем имя нового президента Украины, но уже сегодня «денежная» подготовка к выборам идет полным ходом. «Сегодня» попросила политологов оценить, какими суммами будут оперировать кандидаты и на что они потратят свои бюджеты в кризисное время.

По мнению всех экспертов, нынешняя кампания будет намного менее затратной, чем предыдущие. Так, Дмитрий Выдрин утверждает, что бюджеты урежут вдвое, Вадим Карасев — что на 10—15%. Меньше будет концертов для избирателей, дешевле (вплоть до 30 гривен в день плюс харчи, тогда как раньше было минимум 50 грн) обойдутся услуги «майданарбайтеров», — говорит Выдрин. «Жестче станет контроль за расходом средств, политики откажутся от услуг высокооплачиваемых зарубежных пиарщиков», — вторит ему Карасев. Как минимум половина денег, по их мнению, пойдет на рекламу.

 
Политолог Дмитрий Выдрин утверждает, что голос одного избирателя обойдется кандидатам в президенты в 5—10 долларов, а раньше в полтора-два раза больше, в зависимости от его известности. «Если кандидат планирует набрать хотя бы 20% голосов избирателей — это примерно 5 млн. человек, умножьте на 10, получится $50 млн., или около 400 млн. гривен. Львиная доля этой суммы пойдет на телерекламу, от которой зависит 70% успеха. Далее по популярности идут дешевые биллборды. Но толку от них никакого, — говорит Выдрин. — Остальную сумму истратят на работу предвыборных штабов, поездки по регионам, оплату тем, кто стоит на митингах». Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что только деньги сейчас всего не решат: «Избиратель уже не верит никому. Во второй тур Янукович выходит однозначно, а вот кто будет вторым - Тимошенко, Ющенко, Литвин, возможно, Яценюк — неизвестно».
 
Политтехнолог Сергей Гайдай прогнозирует: прежний стандартный «шоу-рекламный» подход, когда политики не сходят с экранов телевизоров, а в городах проводятся бутафорские митинги — статисты машут флагами и ждут появления главного героя, который зачитает по бумажке текст, — уйдет в прошлое. И из-за дороговизны, и из-за отвращения у киевлян. Успех, по мнению Гайдая, будут иметь те, кто пойдет в массы (как это сделали Барак Обама на выборах президента США и Леонид Черновецкий на выборах мэра в Киеве) — они организовали «сетевой маркетинг», эдакое сарафанное радио, когда их сторонники в районных и даже микрорайонных штабах агитировали своих соседей и знакомых голосовать именно за «своего» кандидата.
 
Глава ассоциации внешней рекламы Артем Биденко утверждает, что рекламные бюджеты кандидатов из-за кризиса упали на треть, но тем не менее, на наружную рекламу (биллборды, ситилайты) они, наоборот, возросли против того, что было на предыдущих президентских выборах. «В 2004 году было истрачено $25 млн. А на сегодняшний день Ассоциация планирует получить около $30 млн, отчасти из-за того, что мы вдвое снизили расценки, это дало эффект. Теперь спрос на «наружку» очень вырос и продолжает расти, — рассказал Биденко. — По всей Украине задействуем около 25 тысяч «плоскостей», уже есть заявки от многих кандидатов: БЮТ, «Нашей Украины», Партии Регионов, Яценюка, Гриценко, Тягнибока, Тигипко. Пока идет «пристрелка», штабы прицениваются, решают, где сколько билбордов им нужно, а основные крупные заказы запланированы с сентября».

Share This Post: